Бумажная сущность
В начале был второй век нашей эры. И был ученый – китаец Цай Лунь, официально считающийся ныне изобретателем бумаги (настоящей бумаги, не бумагоподобных материалов, вроде индийских размоченных и высушенных слоновьих экскрементов).
Усовершенствование изобретения Цай Луня привело к невероятной его популярности, к огромному спросу, разворотливые древние торговцы снаряжали целые торговые караваны, и грузы из Китая развозились по белу свету – для всех, кто по достоинству оценил новое изобретение.
Те области общественной жизни, которые связаны с письмом, с записями, получили удобный и относительно недорогой (относительно выделанных шкур – пергамента и иже с ним) материал. Но такая универсальная безотходная субстанция, как бумага, не могла долго прозябать в использовании только лишь по прямому назначению, то есть для письма. Очень скоро ее начали задействовать в прикладных целях, и вершиною их явилось религиозное употребление – какой еще более высокой участи можно было бы пожелать!..
В обрядах и церемониях жгли бумагу с написанными на ней названиями предметов и вещей – так происходила подмена настоящего имущества, полагавшегося к сожжению, дешевыми бумажными клочками (путь гораздо более хозяйственный и экономный!). Вскоре испытали и хозяйственное применение бумаги: одно- или двухразовую домашнюю утварь логично было смастерить из нее – например, знаменитые бумажные фонарики, сосуды для питья и еды…
В процессе изготовления такой утвари сам собой выработался навык складывания бумаги, причем очень скоро было замечено, что чем прихотливей складываешь, тем более интересные фигуры могут получиться. Но заметили это не в стране – родине бумаги, а по соседству, в Японии, где вышеупомянутую прикладную функцию развивали чрезвычайно широко: из бумаги делали и ширмы, и зонтики, и… нет, здесь не подойдет слово "стеклили"… бумажили?.. окна; словом, японцам так понравилась бумага – они буквально влюбились в нее – что готовы были даже одеваться в такое себе бумажное платье.
Итак, в начале была влюбленность в бумагу. Потом пришла глубина чувства: складывая бумагу разными затейливыми способами, японцы прозрели в ней философскую сущность, красоту простоты, истинность такой красоты.
…Бумага – оригами – красота – Истина: по этой духовной стезе до сих пор шествуют все настоящие ценители древнего искусства складывания бумаги.